Интерьвью с Владимиром Букреевым

Послушать интервью можно на сайте «Радио России – Москва» по этой ссылке: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57092/episode_id/1273443/  



«Радио России – Москва»

Программа «Откровенный разговор» с  Владимиром Букреевым, автором социальной инициативы «Счастливая старость», ген. директором сети пансионатов для пожилых людей «МИРРА».

Словосочетание «Дом престарелых» вызывает у многих стойкие ассоциации с чем-то страшным, пугающим. Особенно если произносится - "сдали в дом престарелых". Возможно, все так и было лет двадцать назад, но сейчас «Дома для пожилых», а именно так сейчас называются эти социальные институты , претерпели значительные изменения. Они больше напоминают отели по системе «все включено». Существует и другое мнение, что все современные «Дома для пожилых» стоят непомерно дорого, что это только для богатых людей, или для тех, кто взамен отдаст свою квартиру. Много еще существует всевозможных страшилок и, так называемых, историй очевидцев. Поэтому мы решили выяснить, что происходит сейчас в «Домах престарелых», что называется из первых рук. В студии - директор одной из таких организаций Владимир Букреев.

       Ведущая:     

     - Сфера вашей деятельности интересная и необычная для такого молодого человека, как Вы. Что сподвигло Вас заняться именно домами для пожилых людей?

       Владимир Букреев:

     - С одной стороны я понимаю, что нельзя упустить время пока я молодой. Думаю, что люди моего поколения в будущем будут проживать именно в таких домах для пожилых. Мне не хочется упустить возможность приобщиться к тому, что начинается в России. С другой стороны, уже в процессе работы в этой сфере я понял насколько это важная работа, которая помогает пожилым людям и их родственникам. Например, для меня стало открытием, когда пожилые люди, перенесшие инсульт, которые практически не говорили, восстанавливались на наших глазах. Через месяц они уже могли ходить, опираясь на рамочку, еще через месяц – опираясь на трость. А потом они возвращаются домой. И к нам возвращаются, что самое интересное.

       Недавно был случай: в одном из наших пансионатов в Домодедово есть дедушка Петрович. Когда я зашел в здание, увидел, что он шагает по коридору, опираясь на палочку, поинтересовался, как у него успехи. И вот, что он мне ответил: «Успехи у меня серьезные! Я сегодня до 5 часов должен прошагать полкоридора, потому что придет управляющая и будет меня экзаменовать!» То есть, у наших постояльцев постоянно какие-то заботы, их время постоянно занято. И это не негативные мысли или переживания, а жизнь внутренним миром пансионата, где они общаются друг с другом, дружат, ссорятся - мирятся и строят отношения. 

       Ведущая:

     - У нас в обществе сложились полярные мнения о домах престарелых. Либо это что-то из «старых времен», когда бедные старики лежали по десять человек  в палате и не могли даже слова сказать, либо прямо противоположная картинка, взятая из западных фильмов, когда довольные старички и бабушки с укладкой гуляют по дорожкам, взявшись за руки. Что же происходит у нас?

       Владимир Букреев:

     - Вы знаете, изначально я тоже задавался этим вопросом и спрашивал у сиделок, которые приходили к нам из государственных учреждений, как там все устроено. Кстати, мы разводим понятия «дома для престарелых» и «дома для пожилых людей». В государственных учреждениях нет человека, там работает система. Их цель – снять заботу с общества и близких и переложить на свои плечи. В частных домах для пожилых людей совсем другая цель, а значит, все построено иначе.

       Наша цель – создать комфортные условия проживания, чтобы людям нравилось. Еще до того, как пожилой человек поселится у нас, приезжают его родственники с определенным скепсисом, посмотреть, что это такое. И уже, когда им все нравится, бабушка или дедушка перемещаются в наш пансионат. Некоторые старики плачут, потому что они расстаются со своими детьми. По понятным причинам у пожилых людей есть тревога, поскольку им приходится менять свой привычный образ жизни. Однако, именно этот привычный образ жизни может быть опасным, в частности, из-за старческой деменции. Есть сложности, связанные с перемещением. Элементарная потребность приготовить себе еду может обернуться катастрофой. По этой причине родственники ищут информацию в интернете, как решить эту проблему. Соответственно, дома для пожилых становятся одним из решений.

       Ведущая:

     - Скажите, Владимир, получается, что в такие дома попадают люди, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем. То есть, те, кто в своем уме и трезвой памяти, и на ногах, остаются дома? Какие жизненные ситуации?

       Владимир Букреев:

     - Когда данная сфера услуг только начиналась, к нам попадали наиболее проблемные пожилые люди очень преклонного возраста. Постепенно мы наблюдали изменение ситуации. Сейчас среди наших клиентов бабушки и дедушки, которые сами бронируют у нас проживание. Есть постояльцы 65 – 70 лет, которые приезжают для того, чтобы хорошо провести время, немножко освежиться, уйти от домашних забот, а потом вернуться. Есть те, кто приезжает поправить свое здоровье, прежде всего, потому что у нас режим (питания, работы пансионата и пр.). 

       Ведущая:

     - Но все же, кого больше?

       Владимир Букреев:

     - Больше людей, которые старше 80 лет, которые с трудом перемещаются сами, почти всегда рядом с ними сиделки, их возят на креслах-каталках.

     Ведущая:

     - Сколько у вас работает человек?

       Владимир Букреев:

     - На одну сиделку, в среднем, в среднем приходится пять человек, есть еще повара и другой обслуживающий персонал. В основном, у нас трехместные номера, но так же, на выбор проживающих, мы предлагаем двух- и пятиместные номера.

       Ведущая:

     - Хочется представить, как проходит обычный день в доме для пожилых?

       Владимир Букреев:

     - Обычно, у нас ранний подъем около 7 утра, затем гигиенические процедуры. Завтрак проходит в общем зале. Для тех, кто не ходит, еду приносят в номера и помогают поесть. Если человеку требуется специальное, диетическое питание, оно, соответственно, предоставляется. Индивидуальный подход обязателен. После завтрака – развлечения, это могу быть игры (шашки, шахматы), лепка из пластилина, рисование, детские конструкторы. Все, что развивает мозг и не дает человеку остановиться. Прогулки возможны в любое время. Если у постояльца возникает желание погулять, например, после завтрака, то сиделка обязательно с ним пойдет. После прогулки отдых, затем обед и снова какие-то игры и занятия. Отдыхают пожилые люди много, но это, конечно, не значит, что их как в детском садике укладывают спать, все по желанию.

       Кстати, в послеобеденное время к нам часто приезжают артисты, например, выступают дети или творческие коллективы, или сами пожилые люди поют песни. После ужина снова свободное время, которое включает в себя и чтение с сиделкой, и прогулки. 

       Ведущая:

     - Проходят ли у вас экскурсии, для тех кто хочет и может передвигаться? И как организованы посещения дома для пожилых?

      Владимир Букреев:

     - У нас абсолютная свобода в этом смысле. Если человек активен, хорошо себя чувствует, а мы предлагаем, например, поход в театр, то, пожалуйста. Мы все организуем, отвезем на микроавтобусе вместе с сопровождающим.


     Посещение постояльцев родственниками без ограничений. Единственное, мы не приветствуем визиты после 20.00, поскольку люди в пансионате уже отдыхают.

       Ведущая:     

     - Можно прийти в комнату, посмотреть, как живет близкий человек или есть какое-то специальное место для общения?

      Владимир Букреев:

     - Нет никаких ограничений. Рядом с каждой кроватью стоит кресло, там может расположится гость. У нас есть все, чтобы создать условия домашнего пансионата. Родственники приходят и общаются в абсолютно свободном порядке. Если им нужна отдельная комната, то мы, конечно, ее организуем.



    У нас не медицинское учреждение. У нас отсутствует все, что намекает или как-то связано с медициной. Мы не применяем никаких медицинских практик.

        Ведущая:

     - А если человеку выписано лекарство? И он должен его принимать по часам?

        Владимир Букреев:

     - Мы используем таблетницы, они подписаны. Таблетницы наполняют лекарствами родственники по предписаниям врача. Более того, мы берем с родственников соответствующее заявление. Ответственность за медикаментозное вмешательство лежит за пределами нашей работы. Сиделки следят лишь за своевременной выдачей лекарств из этих таблетниц. Если необходимо сделать укол, приезжает медицинский работник. 

        Мы не хотим брать на себя то обеспечение пожилого человека, которое связано с медициной.  Нам не интересен формат государственных домов для престарелых. Мы являемся неким следующим эволюционным шагом после услуг обычной домашней сиделки. Это тот случай, когда родственники берут на себя полную ответственность за жизнь и здоровье пожилого человека. В отличие от услуг домашней сиделки, у нас нет такой проблематики как «сиделка дома». 

     На специальном медицинском транспорте пожилой человек доставляется к нам в пансионат, ему предоставляется место, мы его кормим, мы с ним разговариваем, развлекаем, поем и убираем за ним, что очень немаловажно. Перебинтовываем, если нужно и выдаем те лекарства, которые предоставили родственники. Все, что касается ухода, это к нам. И, вообще, очень большой вопрос, что такое медицина пожилых людей, и занимается ли ей кто-нибудь…

       Ведущая:

     - Если у вас, в доме для пожилых, заболел человек, каковы ваши действия?

       Владимир Букреев:

     - Поскольку мониторинг состояния пожилого человека происходит ежедневно несколько раз в день (температура, давление, стул), если возникают какие-то изменения, мы сразу же связываемся с родственниками, ставим их в известность и вызываем врача.

       Ведущая:

   - А если к вам попал одинокий человек и некому принять решение, какой врач сейчас придет?

       Владимир Букреев:

    - Здесь нет большой сложности, поскольку управляющий пансионатом – медицинский работник. И еще есть помощник у управляющего – старшая сиделка, они принимают решение. Практика показывает, что проблем в этой связи не бывает. Людей с плохим состоянием здоровья, которых надо отправить в больницу или, еще хуже, в хоспис, у нас нет или практически нет. Если возникают случаи, когда родственники дезинформировали и сказали, например, что у человека только перелом шейки бедра и нужен соответствующий уход, привозят к нам, а мы видим, что здесь далеко не только эта болезнь, то мы в услугах отказываем. 

       Бывают случаи, когда при первоначальном осмотре не удается понять до конца тяжесть состояния человека, но как только это выясняется, мы отправляем его в больницу, поскольку не можем оказать необходимую квалифицированную медицинскую помощь. Это огромный стресс для пожилого человека, и я хочу обратиться к родственникам: если у вашего папы или мамы серьезные проблемы со здоровьем, не надо обращаться в пансионат. Ни в коем случае.

       Ведущая:

     - То есть, все-таки вы позиционируете себя именно как пансионат, куда люди приезжают на некоторое время, а потом набравшись сил и вдохновения возвращаются домой? Или как?

       Владимир Букреев:

     - Или после выписки из больницы, или, если это пожилой человек и ему психологически тяжело одному. В таких случаях мы предлагаем хорошие услуги. Всякий раз, когда возникает желание или потребность нанять сиделку, можно позвонить в наш пансионат и поговорить с управляющим, тот у вас случай или нет. Если мы готовы с этим заболеванием брать, то мы возьмем.

       Ведущая:

     - Какая средняя продолжительность пребывания одного человека у вас?

       Владимир Букреев:

     - Здесь вообще без ограничений и мы не проводили такие подсчеты. Простой пример: приезжает к нам пожилой человек, живет у нас 2-3 месяца, потом уезжает, потом снова заселяется на 2 месяца. Вот сколько он у нас живет? Ситуация такая, что попав к нам однажды, пожилые люди в наш пансионат возвращаются. Приезжают на лето или, наоборот, на зиму, кому как удобно.

       Ведущая:

     - Есть мнение, что если все так хорошо, а вы рассказываете очень убедительно, значит, у вас очень дорого. Или там какие-то аферисты, которые хотят забрать квартиру в обмен на пребывание. Проясните, пожалуйста, ситуацию с финансовой стороны.

     Владимир Букреев:

       - Тут все очень просто. Я уже говорил о том, что мы эволюционно следующий этап после услуги сиделки. Стоимость услуг мы эквивалентно привязываем к стоимости услуг домашней сиделки. Между пансионатом и пожилым человеком заключается договор, в котором четко прописано, за что принимается оплата. С договором можно ознакомиться заранее. 

   Ведущая:

     - То есть, это примерно тоже самое, как когда мы покупаем путевку в санаторий или отель? А какая схема оплаты?

       Владимир Букреев:

     - Да, примерно то же самое. Самый короткий срок пребывания – две недели. Внутренний порядок тарификации услуг пансионата связан с комнатой, в которой будет жить пожилой человек. Если комната большая, на пять человек, то стоимость меньше, если комната одноместная, то стоимость выше. Если человек готов выкупить проживание в пансионате на полгода вперед, то стоимость будет минимальной. 

       Ведущая:

     - Как часто бывает так, что пожилые люди, а не их родственники,  сами к вам обращаются и выбирают место проживания в вашем пансионате?

       Владимир Букреев:

     - Эта практика довольно распространена. К нам обращаются одинокие пожилые люди из крупных городов, когда они живут в квартире и им практически не с кем общаться. Кстати, я обратил внимание, что пожилые люди очень неплохо владеют интернетом и им достаточно легко нас найти.

       Ведущая:

     - Да, и у них есть выбор, они могут почитать, подумать, приехать и убедится, как все есть на месте. Вы очень многое прояснили и для пожилых людей и для их детей, рассказав о том, что такое современные дома для пожилых, чем они отличаются от домов для престарелых. По крайней мере, появилась новая информация к размышлению, за что я вам очень благодарна. Мне остается только добавить, что у меня в гостях был Владимир Букреев, ген. директор сети частных пансионатов для пожилых людей «МИРРА».