Виктор Ефимович Екатеринушкин с ужасом вспоминает свое детство. Родился 01.05.193г. в деревне Пашино, где его и застала война. Маленького шестилетнего мальчика окунула в суровую реальность голодовка и бедность, постоянные бомбежки и обстрелы. Горе, слезы и смерть близких людей.
Вспоминает, как проводились обязательные активные работы приуроченные воспитанию патриотизма у людей. Даже маленьких детей приучали и готовили к мысли о том, что в любую минуту нужно быть готовым защитить свою землю, себя и семью. Поэтому частенько устраивали подготовительное обучение, где сдавали нормы ГТО и готовились к воздушным тревогам. Все верили в победу, всеми силами каждый по возможности работал над помощью солдатам. И знаете, никто не ныл и не жаловался, что устал или плохо себя чувствует.
Мы лишились отцов и братьев когда их призвали на фронт. Да мы были готовы ночами не спать, лишь сослужить службу нашей армии. Мы у станков стояли патроны изготавливали, железо таскали, и надеялись на то, что наши дождутся подкрепления. Каждый раз с трепетом ждали сводки новостей, где можно было узнать информацию о проходящих боях. Особенно все тлели душой слушая новости про обстановку в Сталинграде и московской битве. «Я навсегда запомнил ужас голодовки, когда мы, дети, таскали крохи еды партизанам, потому что понимали как бесценно то, что они делают ради нас, а они голодные обессиленные жалели нас и делились этими крохами» — дрожащим голосом сказал Виктор Ефимович.
Никто из детей не играл в детские игры, мы быстро стали взрослыми, у нас даже мысли и дела были взрослыми, мы все понимали. Старались, работали на земле, чтобы хоть что-то можно было собрать и не умереть от голода. Ценили урожай, каждому зернышку были рады. Отца с первых дней мобилизовали на фронт, больше мы его не видели. Он пал за нас, за нашу свободу, подарил нам жизнь и мирное небо, никогда нельзя забывать о солдатах, не вернувшихся с войны. Сколько осиротело детей, не дождались с войны сыновей, братьев, сестер, матерей. Женщины ведь тоже воевали. Из них получались лучшие снайперы и летчицы. Они бились за детей и родителей, поэтому та ярость, с какой они нас защищали пугала врагов, и они не всегда понимали, что так ожесточенно бьются женщины.
«Я как сейчас помню, какой сильный ливень шел в нашей деревне в день Победы. Было так прохладно и сыро, что все озябли. Как только ливень перестал хлестать все, так и выскочили на улицу, целовались, обнимались от радости рыдали. Это не передаваемое чувство радости. Ведь это значило, что пришел конец бомбежкам, издевательствам от врагов, что наши родные вернутся с фронтов, семьи объединятся, концлагеря расформируют. Казалось, разорвет от гордости» — со слезами на глазах поведал мужчина. «Когда закончился весь ужас войны, я поехал в Саратов, поступать в училище по ремеслу и хозяйству. Закончил его с отличием и пошел работать на завод им. Кирова, параллельно учился в техникуме, была интересна специальность электрика. Вот было день рождения, и свои 84 года я отметил среди новых друзей в этом пансионате. Здесь же повстречал дорогого мне человека — Галочку.
Мне тут хорошо и уютно, коллектив замечательный, относятся как к родным» — подытожил радостно мужчина.